Пятница, 19.04.2024, 06:48
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Главная | История зарождения
Меню сайта
Поиск
Статистика
Совершенно небезынтересно знать свою историю, историю своего края, области района села или родного аула где мы родились, росли, работали и прожили короткую человеческую жизнь. Не зная прошлого не возможно познать настоящее, тем более, не возможно познать будущее. «Чти, обожай всегда следы прошлого», - гласит латинское изречение.
Надо попробовать оглянуться назад, мысленно оценить и представить пройденный путь, вспомнить какими мы были «вчера» и «позавчера», какими стали «сегодня». Это очень трудная работа и трудное дело, но, не сделав первого шага, не сделаешь и второго. Надо всегда помнить, что слова улетают, а написанное остается.
Достоверно никто не знает, когда был основан аул Эрсакон (Абата Хьэблэ – по имени князя Абатова, шапсуга по национальности).
Старожилы утверждали что в конце 18-го и в начале 19-го веков наши предки жили на берегах Черного моря, затем, в результате гонения во время завоевания Западного Кавказа Россией, наши предки переселились и некоторое время жили восточнее города Армавир. через определенный промежуток времени (в 30–40-х годах девятнадцатого столетия) им пришлось откочевать на пойму реки Малый Зеленчук и некоторое время жили севернее нынешнего аула Зеюко. Примерно в середине 19-го века аул Эрсакон образовался на реке Большой Зеленчук в двадцати километрах южнее станицы Невинномысской, где река Большой Зеленчук впадает в реку Кубань (Псыжь).
По свидетельствам старожила Пшымахо Кабардаева аул Эрсакон был основан за четыре года до отмены крепостного права а России, значит, дата рождения а. Эрсакон – весна 1857 года (1861–4=1857).
По свидетельствам старожилов аула Зеленчукской, аул Эрсакон старше ст. Зеленчукской. А станица Зеленчукская , как известно была основана в 1859 году (в центре станицы стоит памятник-обелиск с надписью «ст. Зеленчукская основана 1 мая 1859 года»).
Вполне очевидно, что последнее переселение эрсаконцев произошло в конце завоевательной Кавказской войны, которая продолжалась около века – до 1864 года, когда приток казачества на поймы рек Большого, Малого Зеленчуков и Урупа усилился и были основаны станицы: Передовая, Сторожевая, Исправная; в 1859 году – Зеленчукская, Кардоникская и в 1860 – Преградная.
По царскому земельному наделу на территории нынешнего Эрсакон, якобы, должны были обосноваться казаки ст. Зеленчукской. Но, когда переселенцы казаки приехали, местность была занята эрсаконцами. По общему уговору казаки уехали и, осмотрев то место, которое отводилось эрсаконцам решили там остаться. Очевидно, живописная местность и обилие пастбищ привлекло их внимание (пересказ Джамбекова Абдула Ахмедовича, которое долгое время работал на горных выпасах, имел тесное общение с казаками).
Любопытно знать, откуда происходит название аула – «Эрсакон». Известно, что до Октябрьской революции до села Ивановского не было поселений, кроме хутора Киево-Жураки (расстояние от а. Эрсакон до села Ивановского пять населенных пунктов: х. Калиновский, х. Тамбиевский, х. Веселый, х. Андреевский, и х. Воронежский – все они основаны в двадцатых годах двадцатого столетия, то есть при Советской власти.
Жалко, что эти «свободные» земли не заняли в то время коренные жители Черкесии, в частности, жители перенаселенного Хабезского района. Хотя понятие «свободные земли» относительно, ибо в х. Веселом была дача князя Абатова Магомета, а в Тамбиевском была дача Темиргоя Тамбиева, то есть эти земли принадлежали черкесам Абатовым и Тамбиевым. Кстати, Темиргой Тамбиев имел в то время постоянный двор в городе Кисловодске.
Эрсакон, предположительно, происходит от словосочетаний «конь» и «рысью». Иногородние верховые из некоторой боязни одолевали безлюдное расстояние от аула Эрсакон до села Ивановское с переходом на галоп и вскачь. Трансформацией этих слов «рысью конь» получилось слово «Рисакон», а затем «Эрсакон». В семидесятых годах прошлого столетия в районе нынешнего поселка «Сельхозтехника» некоторое время был примитивный ипподром, где наезжали молодых коней (конь рысью).
Во время последнего перенаселения в ауле Эрсакон (Абата Хьаблэ) было не более сорока семей. Это видно хотя бы из того, что в ауле в настоящее время более полутора сотни родов, а из них только тридцать девять родов коренные жители аула, а остальные пришельцы, как раньше говорили инородцы, чужеродцы.
К коренным жителям Эрсакона относятся: Айчепшевы. Алтадуковы, Алибердовцы, Ашибоковы, Воруковы, Даровы, Джамбековы, Дышековы, Жановы, Иришоковы, Кабардаевцы, Канкошевы, Кардановы, Каровы, Кетежевы, Коблевы, Кодовы, Коновы, Кошевы, Кудинетовы, Кумуковы, Курумбаевы, Мацевы, Мулажевы, Нартбиевы, Петижевы, Петовы, Психомыховы, Тахтомышевы, Тляруковы, Уздемировы, Фаговы, Хатковы, Хатукаевцы, Шайгановы, Шардановы, Шумаховы, Шхaзадовы. Из рода Шхалаховых никто не остался.
Интересно отметить, что в 39 различных родах коренного населения насчитывается 318 семей, в которых проживают 783 человека в возрасте 18 лет и старше, 139 семьях некоренного населения проживают 402 человека в возрасте 18 лет и старше. Эти цифры выкладки (по состоянию на 10 июня 1995 года) дают основание сказать, что при решении политических вопросов (при выборах, референдумах, опросах) решающую роль играют коренные жители аула, что составляет 66% (783/1185=0.66) населения, имеющих право голоса.






Создать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024